Перечитывая "Ночь нежна", я начала раздражаться. Призма у меня сейчас такая, феминистическая, а героини Фицджеральда обретают осмысленность только в присутствии мужчин, ими ведомы и руководимы. Мужчины совершают поступки - дамы вьются вокруг. Но тем не менее, события-то написаны с точки зрения Розмэри в основном. И спустя сотню страниц пришло другое ощущение: женщины Фицджеральда иррациональны и стихийны, не рассуждают - действуют. Это даже взбалмошностью назвать нельзя - потому что с точки зрения писателя они все таковы (по крайней мере в молодости: матери Розмэри он не отказывает в умении прогнозировать, планировать и делать выводы, а других женщин в возрасте, чтобы подтвердить наблюдение, в романе не встречается).
И тут я задумываюсь о Зельде, великолепной и безумной, страдающей шизофренией. Не отсюда ли ноги растут у этой призмы писательского восприятия женщин?
*И еще так забавно: мне кажется, Дик Дайвер - это такой классический Марти Сью, каким Фицджеральд хотел бы видеть себя. Да и Гэтсби тоже - перечитаю, разберусь*
Ах, как меня безоговорочно тащило по Фицджеральду на втором курсе, и как всё это спорно теперь.
- Женщины такие загадочные существа!
- Нет, мы хотим всего лишь...
- Такие таинственные.
- Если бы вы только послу...
- Необъяснимые!
призма у тебя феминистическая, но у Фицджеральда-то ее не было. иной автор зарисовывает, не выискивая истоков и причин. ему, может, и в голову не приходило попытаться заглянуть внутрь женской головы. а если приходило, то, может, ты и права - голова оказывалась чересчур иррациональной и сложной. одной и той же.
с другой стороны, много ли в окружении мужчин было женщин, чьим смыслом жизни было что-то помимо мужчин/одного мужчины и всего, что к ним/нему прилагалось?